ЧТО  ЖДЕТ  АРКТИКУ  В  БЛИЖАЙШЕЕ  ВРЕМЯ

ЧТО  ЖДЕТ  АРКТИКУ  В  БЛИЖАЙШЕЕ  ВРЕМЯ

ИЛКЭН. Мы продолжаем знакомить вас с публикациями федеральных СМИ, посвященных Российской Арктике и Дальнему Востоку.  Основной упор сегодня сделаем на планы и перспективу дальнейшего развития северных территорий, инициированных Госдумой, правительством РФ и научными учреждениями.

СОЗДАНИЕ  МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОР  НА  ДАЛЬНЕМ  ВОСТОКЕ

Комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики готовит поправки к проекту о создании международной территории (ТОР) опережающего развития на ДВО, сообщил глава комитета Николай Харитонов.

«В части специального режима для резидентов международной ТОР очень активно говорили на прошлогоднем Восточном экономическом форуме. Сейчас мы в комитете совместно с вами работаем над поправками к этому законопроекту в рамках его подготовки ко второму чтению, с тем чтобы режим международных ТОР стал по настоящему выгодным и привлекательным для наших партнеров», — сказал он на коллегии Минвостокразвития.

По совершенствованию правового регулирования предоставления земельных участков гражданам на основе программ «Дальневосточный гектар» и «Гектар в Арктике» планируем в ближайшее время завершить работу, сообщил Харитонов.

«Также мы выступили с инициативой законопроекта по реализации прав граждан на участие в программе «Гектар Арктики» на территории Белоярского и Березовского муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ставшие совсем недавно Арктической зоной. Но на этом можно не останавливаться и рассмотреть вопрос о распространении программы на отдельные земли Уральского федерального округа», – отметил народный депутат. Он также указал, что нужно разработать федеральный закон, направленный на создание комплексной системы мониторинга многолетней (вечной) мерзлоты.

Кроме того, парламентарий считает, что в рамках рабочей группы Минвостокразвития в ближайшее время с участием регионов нужно обстоятельно проверить доступность и востребованность бюджетных кредитов для участников «северного завоза».

30  МЛРД  НА  РАЗВИТИЕ  ИНФРАСТРУКТУРЫ АРКТИКИ

Правительство направит около 30 млрд рублей на развитие инфраструктуры в местах дислокации воинских формирований в Арктической зоне, сообщает РИА Новости.

Это постановление, как отмечается, определяет порядок предоставления субсидий на развитие жилищной, энергетической и социальной инфраструктуры на таких территориях, а также распоряжение на эти цели в 2024-2026 годы данной суммы.

«С помощью федеральной поддержки будет разработана проектная документация и построены детские сады и школы, модернизированы объекты коммунальной инфраструктуры, обновлен жилищный фонд и социальные объекты, благоустроены общественные пространства, а также отремонтированы подъездные автомобильные дороги регионального и муниципального значения», говорится в сообщении.

Финансирование на эти цели будет направлено из федерального бюджета, в т.ч. в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Напомним, что поселок Тикси, центр Булунского района Якутии является не только морским портом, но одной из крупных баз, где находятся воинские подразделения Минобороны РФ.

ОБ  УКРУПНЕНИИ РЕГИОНОВ

Как сообщает информационно-аналитический портал «Арктика сегодня» президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС А.В.Митько высказался по важному вопросу.

Так, сегодня вновь актуализировалась тема объединения субъектов Российской Федерации. Переход Руслана Кухарука с должности мэра Тюмени руководителем ХМАО-Югры и неожиданная рокировка Олега Хорохордина на Андрея Турчака в Республике Алтай существенно повысили вероятность объединения регионов.

На данный момент обсуждается возможность объединения Тюменской области с ХМАО и Республики Алтай с Алтайским краем. Однако список потенциальных объединяемых субъектов может быть значительно шире.

Основные цели и мотивы объединения понятны.

Это финансовые причины: бюджетные эффекты от слияния регионов могут быть значительными. Кадровые вопросы: найти квалифицированных управленцев для почти 90 субъектов РФ становится сложнее, учитывая текущие санкционные давления и необходимость интеграционных экономических связей между субъектами. Экономическая интеграция: Слияние регионов позволит улучшить экономические связи и управляемость.

Например, перспективы возможного сценария объединения Республики Коми и Ненецкого автономного округа (НАО).

Коми стремительно теряет экономическую самостоятельность. Основные предприятия, как «Лукойл», «Северный поток», «Воркутауголь», «Сыктывкарский СЛПК» находятся вне орбиты республиканских властей. Ослаблен кадровый потенциал региона. Демографические вызовы: за последние 40 лет Коми потеряла почти половину своего населения. Интеграция с НАО может дать демографический и миграционный импульс.

Существует ряд условий, при которых объединение Коми и НАО станет логичным и экономически выгодным: 1. транспортная инфраструктура – строительство дороги Сыктывкар – Усинск – Нарьян-Мар и моста через реку Печора станет важным шагом к интеграции регионов; 2. экономические проекты – действующие и потенциальные нефтегазовые проекты двух территориально и инфраструктурно смежных регионов станут общими, что повысит их эконмическую эффективность. 3. оленеводство – объединение оленеводческих хозяйств в единую экономическую единицу принесет выгоду обоим сторонам.

Северные регионы внимательно следят за развитием ситуации и проецируют ее на себя, осознавая значимость этих изменений для своего будущего.

СМИ  О  ГОСПОДСТВЕ  РФ  В  РЕГИОНЕ

Головной патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550, приступивший к ходовым испытаниям, обеспечить России серьезное преимущество в Арктике, пишет обозреватель Asia Times Габриэль Орнадо. Об этом сообщает РИА Новости.

«Уникальный проект 23550 занял среди российских ледоколов особое место, так как может разбивать лед толщиной до 1,7 метра и предназначен для ведения боя в заполярных условиях», — отметил он.

Орнадо подчеркнул, что этот корабль отражает обширные интересы России в Арктике, а также демонстрирует усиление военной стратегии страны в регионе. Вооружение «Ивана Папанина» включает 76-миллиметровую пушку АК – 176МА и опционально контейнерные пусковые установки для крылатых ракет «Клуб» и «Калибр», что существенно повышает его боевые возможности, заключил эксперт.

В конце июня Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ сообщил, что головной патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» вышел на первые испытания. Планируется, что этот корабль после всех этапов испытаний войдет в состав ВМФ России и будет нести службу на Северном флоте.

ЦЕНТР  ПОДГОТОВКИ  СНАЙПЕРОВ  «ВОСТОК»

Такой центр построят в Приморье, где будут готовить специалистов для стрельбы на дальние и сверхдальние дистанции более двух километров, сообщил губернатор Олег Кожемяко.

«Центр подготовки снайперов «Восток» построят под Владивостоком в Надеждинском районе. Инструкторы с боевым опытом есть, и они готовы передавать свои знания молодым ребятам», — написал Кожемяко в своем Теlegram-канале. Он добавил, что также разработают детские и юношеские военно-патриотические программы, в центре будут проводить и спортивные военно-прикладные мероприятия.

«Площадку для будущего полигона осмотрел вместе с полпредом, министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым и Героем России, председателем МОО  «Федерация боевого снайпинга» Ярославом Якубовым. Это именно он в составе 155-й гвардейской бригады морской пехоты возглавлял отряд тяжелых снайперов, который добился серьезных успехов в зоне СВО», — добавил он.

«РОСНЕФТЬ»,  БЕЛЫЕ  МЕДВЕДИ  И  ДИКИЕ  ОЛЕНИ

С 2024 по 2027 год «Роснефть» и Минприроды РФ планируют провести ряд научно-исследовательских работ. Среди них – изучение белого медведя и среды его обитания, а также популяции дикого северного оленя и ценных видов биоресурсов рек Енисей.

Как сообщается в пресс-релизе нефтяной компании соответствующее соглашение подписано на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Документ предусматривает продолжение научно=исследовательских работ в Арктическом регионе. В частности, специалисты оценят состояние водно-болотных угодий, которые имеют международное значение как места обитания водоплавающих птиц.

С 2020 по 2023 год «Роснефть» в рамках нацпроекта «Экология» провела изучение видов-биоиндикаторов арктических экосистем, среди которых белый медведь, атлантический морж, дикий олень и белая чайка. Эти работы, в которых приняли участие ведущие исследовательские учреждения страны, были позитивно восприняты научным сообществом, Минприроды и Росрыболовством. Данные, полученные в ходе проекта по оценке устойчивости арктических экосистем, стали основой для планирования природоохранных мероприятий «Роснефти» в регионах Крайнего Севера.

Валентин ХОТУ, по материалам российских СМИ