День коренных народов мира. Якутия — лидер в России по защите северных этносов
Сегодня — Международный день коренных народов мира. Давайте поговорим о мерах государственной поддержки коренных малочисленных народах Севера Якутии.
Международное право
Российская Федерация — многонациональная страна, в которой права народов закреплены на уровне Конституции. Так, статья 69 устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.
Отметим, что последние тридцать лет вопросы о правах коренных народов на международном уровне звучат на самом высоком уровне. Одним из итогов этой деятельности стало принятие Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (далее Декларация) 13 сентября 2007 года. О чем же говорит данная декларация?
Декларация вобрала в себя нормы защиты прав коренных народов, которые были закреплены в существующих международных документах, тем самым становясь неким стандартом по защите прав коренных народов (до Декларации права коренных народов оговаривались в различных документах ООН, например, Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах или Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и других).
Декларация состоит из 24 пунктов преамбулы и 46 статей. Она подтверждает право коренных народов на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие. Понятное дело, что при принятии Декларации ряд стран высказались против, Российская Федерация — в числе воздержавшихся. Но при этом «общей тенденцией развития российского законодательства является стремление учитывать основные стандарты международного права в области защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов» (Николай Харитонов, председатель комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, «Анализ российской и зарубежной правовой базы, международно-правовых актов, а также правоприменительной практики в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральное Собрание Российской Федерации, Государственная Дума; составители: Г. В. Жукевич, Т. В. Величко, 2019 г.).
В рамках ООН в данное время действуют Постоянный форум по вопросам коренных народов, образованный в 2000 году, и Экспертный Механизм по правам коренных народов, созданный в 2007 году в качестве вспомогательного органа Совета по правам человека. Ежегодно в рамках своей работы они рассматривают наиболее актуальные для коренного населения вопросы. Проблемы коренных народов озвучиваются и на площадках организаций, входящих в систему ООН, таких как, например, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и других. Заинтересованные могут попасть на мероприятия ООН по правам коренных народов при одобрении заявки Фонда добровольных взносов ООН для коренных народов, который оказывает финансовую поддержку в форме грантов, направленных на обеспечение участия представителей общин и организаций коренных народов в работе механизмов и процессов ООН по наиболее актуальным для коренных народов вопросам. Отметим специально, любой представитель сообщества коренных народов может подать заявку на грант.
Почему сейчас так велик интерес к коренным народам, их культуре и традиционным знаниям со стороны международного сообщества? Приведем один факт.
По данным ООН, земли коренных народов содержат около 80 процентов (!) оставшегося биоразнообразия в мире, при этом составляя лишь около 20 процентов общей территории Земли. Многие ученые, защитники окружающей среды и мировые лидеры признают важность коренных народов в качестве хранителей окружающей среды и их знания, как лучше всего жить в гармонии с природой.
Федеральное законодательство
На этом оставим международное право и вернемся к Конституции России. Кроме статьи 69 в ней есть статья 72 о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, где в пункте «м» говорится о защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
В случае разграничения полномочий между Федеральными и региональными органами власти в области защиты прав коренных малочисленных народов, Якутия по праву считается одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по мерам государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера, в том числе по защите исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности.
И здесь сразу бросается в глаза наличие формулировки «коренные малочисленные народы» в отличие от принятой в международной практике «коренные народы». Попробуем объяснить.
Определение «Коренные малочисленные народы Российской Федерации» дается в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Также в этом законе дается ссылка на Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255, который включает в себя 47 народов, проживающих на территории 34 субъектов Российской Федерации. При этом существует отдельный Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р, который содержит 40 народов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года № 631-р утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в котором перечислено 28 субъектов Российской Федерации с местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности именно коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а не более широкой категории «коренные малочисленные народы Российской Федерации».
Приведем список основных федеральных законов по правам северных этносов:
— Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
— Федеральный закон 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
— Федеральный закон 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Республиканские меры поддержки
Все имеющиеся меры государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) связаны с указанными выше законами и нормативно-правовыми актами. Таким образом, для получения государственной поддержки в этой области человек должен быть представителем КМНС, жить и осуществлять свою деятельность на территории традиционного проживания, ранее говорили «место компактного проживания народов Севера».
Как мы уже отметили, Якутия лидирует по мерам государственной защиты народов Севера наряду с такими регионами, как Ямал и Югра. Некоторые республиканские законы взяты соседними субъектами за основу своих региональных, например, такой как Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 года З №179-I «О северном домашнем оленеводстве». Принятие же подобного федерального закона обсуждается в каждом созыве ГосДумы, проводятся консультации с регионами, но дальше рекомендаций дело не заходит. Как итог, понятие «оленье пастбище» отсутствует в федеральном законодательстве, что затрудняет деятельность оленеводческих хозяйств.
С большим воодушевлением наши соседи смотрят на то, что, говоря по-простому, перед разработкой полезных ископаемых недропользователь обязан осуществлять научное исследование на предмет влияния будущих изменений на исконную среду обитания и социально-культурную ситуацию. Это регламентируется Законом Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З №537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС». Обсуждение принять подобный закон на федеральном уровне также ведется уже более 10 лет. Федеральный закон «Об этнологической экспертизе» мог быть стать стандартом защиты прав северян при взаимодействии с промышленными компаниями.
Еще одним подобным механизмом может стать применение процедуры СПОС (Свободное, предварительное и осознанное согласие), отраженной в Декларации ООН о правах коренных народов и других международных документах. Простыми словами процедура заключается в том, что местное население должно заблаговременно получить полную информацию и дополнительные консультации органов власти, промышленников, и на этой основе свободно, без принуждений, принять решение о предстоящей разработке. В России пока есть только один случай применения процедуры СПОС — переселение поселка Тухард на Таймыре.
Словом, у нас в республике около двадцати законов, связанных с жизнедеятельностью коренных северян. Есть дублирующие федеральные законы, а есть и принятые только у нас, в их числе, кроме названных выше, Закон «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера», Закон «О кочевой семье», Закон «О кочевых школах», Закон «О защите исконной среды», Закон «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)» и другие. Сфера поддержки в основном охватывает культуру, образование, сельское хозяйство и поддержку традиционного образа жизни.
Как сообщает пресс-служба главы и правительства Якутии, в рамках Республиканской государственной программы «Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» реализуется программа «Молодой оленевод» — молодым оленеводам полагается социальная выплата на приобретение или строительство жилья. В 2024 году размер выплат увеличен до 2 млн. рублей.
По проекту «Дети Арктики» дети из 13 арктических улусов Якутии, обучающиеся с 5 по 8 класс, по специальным квотам выезжают на отдых и оздоровление.
Кроме того, МинАрктики Якутии разработан и утверждён Порядок предоставления проезда детям из арктических районов Республики Саха (Якутия) на официальные мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных, творческих и спортивных способностей за пределы республики.
По госпрограмме «Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия)» и государственной программе Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» выплачиваются субсидии кочевым родовым общинам и некоммерческим организациям коренных малочисленных народов Севера на поддержку деятельности социально-ориентированных НКО и укрепление материально-технической базы общин коренных малочисленных народов Севера.
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий лиц, проживающих в Республике Саха (Якутия)» выплачиваются социальные пособия оленеводам, чумработникам, промысловым охотникам, коневодам, рыбакам, имеющим страховой стаж, выработанный в Республике Саха (Якутия), по указанным профессиям, не менее 20 лет для мужчин и не менее 15 лет для женщин.
По Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и постановлению Правительства РФ от 30 июня 1994 года № 890 представители коренных малочисленных народов Севера, проживающие в сельской местности районов Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, имеют право бесплатно получить лекарства согласно утвержденному перечню.
Также физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов освобождены от земельного налога в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Коренные малочисленные народы Севера имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ. Для этого необходимо подать заявление по форме в военкомат по месту жительства.
Минэкологии Якутии ежегодно распределяет квоты добычи охотничьих ресурсов охотпользователям, в том числе объединениям коренных малочисленных народов Севера, а также квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
С 2019 года в соответствии с Указом Главы Якутии Айсена Николаева семейным династиям оленеводов присуждаются гранты.
Не останавливаться на достигнутом
Можно ли считать достаточными эти меры государственной поддержки? Здесь свою особую роль играют налаженные отношения между коренным сообществом, активом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии и руководством региона. Активную позицию наших общественников отмечают на федеральном, международном уровнях. Через депутатов Ил Тумэн и Правительство своевременно вносятся поправки в федеральное законодательство. Большинство глав национальных наслегов, а тем более районов – представители коренных народов. В республике есть понимание решения вопросов северян. Как говорится, сделано немало, но предстоит сделать еще многое.
На Втором Международном форуме «Арктика – территория диалога» в г. Архангельск Президент Российской Федерации Владимир Путин сказал:
«Назову наши главные приоритеты. В первую очередь речь идёт о создании качественных, комфортных условий для жизни людей, в том числе о бережном отношении к традициям и хозяйственному укладу коренных и малочисленных народов Севера. Их самобытность мы обязаны учитывать при развитии социальной сферы, системы образования, здравоохранения, формировании информационной среды.»
Андрей Исаков
Первое фото Марии Васильевой