Осень чаучу

Осень чаучу

Какие праздники проводят оленные чукчи после завершения большой летовки

Ежегодно в конце августа – начале сентября оленеводы со стадами возвращаются в родные стойбища с летней кочёвки, которую обычно называют летовкой. Испокон веков существует целый ритуал встречи пастухов. Их встречают очистительным «огнём» – окуривают стадо и мужчин дымом. А уже на следующий день в стойбище начинают отмечать Вылгыкоранмат – первый из осенних праздников.

«Помазание» кровью

За ритуальными действиями во время Вылгыкоранмат, который ещё называют праздником молодого оленя с короткой шерстью, стоит практический смысл. В это время проводится убой молодых бычков, шкуры которых идеально подходят для пошива одежды. С одной стороны, они прочные, с другой – не очень толстые, что делает их лёгкими. Шерсть у этих шкур короткая, гладкая, приятная на ощупь.

В Канчаланской тундре накануне Вылгыкоранмат с раннего утра из яранги убирали лишние предметы, складывая их в лабаз (магны), очищали очаг от пепла, доставали семейные обереги и тотемы. Мужчины, находящиеся в стойбище, отправлялись на сбор ивняка, которым женщины украшали ярангу. Также заготавливался дёрн – верхняя часть почвы с растениями и землёй. Именно его на следующий день, в праздник, поджигали и бросали в сторону подогнанного к ярангам стада, чтобы «очистить» его огнём и получить благословение духов и природы. Мужчины метали в направлении стада копья или выпускали горящую стрелу из лука.

После забоя первого молодого бычка, которого женщины «поили» чистой водой из ритуальных блюд, следовал обряд «помазания» кровью – всем домочадцам старейшина семьи делала кровью оленя «точки» в области лба, щёк, на запястьях, животе и ногах. После этого начиналось «кормление» – кровь наносилась на семейные обереги и тотемы. И уже после этого кровью обмазывался низ яранги, на которую предварительно надевался «пояс» – пъурич, представляющий собой длинную плетёную из оленьих жил верёвку.

После всех обрядовых действий следовала трапеза, а за ней – забой молодых оленей. Уже вечером все снова собирались в яранге, топили очаг ивой, запах которой имеет сладковатый привкус. Трудовой день заканчивался песнями и звуками ярара у семейного очага.

В часы дымного дня

Сразу после встречи Вылгыкоранмат в стойбищах проводился Мнэгыргын, или Дымный день. Если первый праздник больше производственный и приурочен к хозяйственной деятельности, то во время второго оленеводы благодарят духа жизни и природы – Наргынэн – за многочисленных оленей и богатые летние пастбища.

Подготовка к Мнэгыргын начинается тоже с утра, когда достают зимний рэтэм (покрышка яранги), который кладут у входа в жилище. Его присутствие символизирует скорый переход от лета к зиме.

В самой яранге перед очагом расстилают шкуру с неразделанной головой первого забитого днём ранее молодого бычка. Тушу этого рымнэвъё (молодого бычка), но уже в разделанном виде, аккуратно раскладывают в анатомическом порядке. Также из крови жертвенного животного обычно уже приготовлена кровяная похлёбка – паны, которую вместе с кусочками мелко нарезанного мяса помещают в посуду для жертвоприношений. А потом начинается угощение духов, для чего нужно отойти на небольшое расстояние от яранги. В это же время хозяйки «угощают» этим блюдом семейный очаг и обмазывают пищей треноги яранги.

Задобрив духов и ярангу, одну часть жилища, со стороны входа, покрывают зимним рэтэмом, и внутри становится темно. Дымоход перекрывают можжевельником, чтобы во время растопки очага свежей ивой в яранге стало дымно (именно из-за этого праздник ещё называют Дымным днём). Семейные обряды и способы «разговора» с предками у разных семей свои – кто-то перепрыгивает через костёр, другие же обходят очаг по кругу солнца, напевая мотивы, передающиеся из поколения в поколение. Продолжается Мнэгыргын танцами вокруг очага, песнями и игрой на яраре.

Если ива зацветёт

На третий день детвора с женщинами собирали ивовые кусты, использованные на праздниках и обрядах. После этого они сжигались в жертвенном костре. Эту иву категорически запрещалось сжигать в домашнем очаге. В этот же в костёр складывали кости, которые нельзя раздробить для получения костного жира – таляпалгына.

Когда костёр догорал и оставался один пепел, в нём выкапывали ямку, которая заливалась водой до тех пор, пока земля внизу не остывала. Затем пепел смешивали с водой до однородной массы, куда сажали ивовый куст с корнями, который во время праздников привязывают к главной треноге жилища – рывинэн. Куст обкладывали дёрном и землёй – до тех пор, пока от куста не оставалась только верхушка. Всей этой «горке» придавали форму яранги. Её, в свою очередь, обкладывали небольшими плоскими камнями и снова поливали водой. Если на следующий год куст начнёт расти и цвести – семья, род, как и этот куст, будут процветать.

На этом осенние праздники не заканчивались. Впереди был праздник Быка (Тыркыльыкоранмат), когда забивались олени, шкуры которых шли на изготовление ремней для чаатов (арканов). Чуть позже начинались первые заморозки, с приходом которых подрастающее поколение вместе с женщинами разбирало традиционный ледник-холодильник, в котором летом хранилось мясо. При этом ранее собранный для ледника дёрн старались вернуть на место, где он был сорван.

Самира АСАДОВА
asadova@ks.chukotka.ru

«Крайний Север»