Самый «убойный» праздник
Почему оленеводы Чукотки считают Вылгыӄаанмат одним из важнейших мероприятий годового хозяйственного календаря
Оленные люди годовой итог хозяйственной деятельности подводят в конце августа, после завершения летовки. В это время в тундре с размахом проходит традиционный праздник Вылгыӄаанмат, который считается у чаучу наиболее значимым.
Не только шкуры
Слово «Вылгыӄаанмат» можно буквально перевести как «убой тонкошёрстного оленя». Собственно, это и является основной целью и содержанием праздника – получить шкуры тонкошёрстных оленей, которые идут на пошив одежды.
Вылгыаӄанмат не единственное его название. Например, северные жители называют старинный праздник «Эйнэткун», а оленеводы Анадырского и Иультинского районов – «Нэнриръун» и «Тээтавныгыргын». Но все эти названия носят местный характер, и только «Вылгыаӄанмат» является универсальным.
Почему оленным людям необходима тонкошёрстная шкура? Дело в том, что для пошива одежды тундровики используют сырьё наилучшего качества. Шкуры телят для этого в большинстве случаев не подходят – они слишком тонки и непрочны. Поэтому для изготовления одежды берут летнюю шкуру взрослого животного с коротким и тонким волосом, которая отлично хранится и зимой, при попадании на неё снега, не задерживает его. Обычно олень приобретает такую шкуру в конце августа, когда полностью завершается весенняя линька и шерсть становится красивой и приятной на ощупь.
Во время Вылгыӄаанмата в стойбищах получают немало и других необходимых продуктов. Идёт заготовка не только шкур, но и камуса, который нужен для пошива обуви, прочных жильных нитей для шитья. Кроме того, конец августа – время, когда олень хорошо нагулян, его мясо жирное и отличается хорошими вкусовыми качествами. Поэтому во время Вылгыӄаанмата готовится большое количество отварного мяса, а также идёт заготовка деликатесов, которые будут употребляться в пищу через год, во время следующего праздника.
Вылгыӄаанмат является самым большим традиционным праздником оленеводов, для которых олень – это питание, одежда, жилище, словом, основа тундровой жизни. По сути, праздник завершает годовой производственный цикл. Это своеобразная подготовка к зиме и следующему оленеводческому сезону.
Первое – привязать собак
Те, кто родился и вырос в тундре, ни за что не забудут, как проходил этот замечательный праздник. Сначала, когда стадо подходило за несколько километров к стойбищу, от него отправляли пастуха, который оповещал о приближении. Вестника встречали как самого дорогого гостя. После этого всё стойбище начинало готовиться к большому мероприятию.
Первое, что нужно было сделать, – привязать собак. Обрядовая утварь, одежда и собранные кусты не должны быть обнюханы собакой – это дурной знак.
Затем начиналась заготовка веток ивы для подстила под туши, а под голову оленя клали куст, который выкапывали вместе с корневой частью.
Атмосфера праздника чувствовалась во всём, и вся подготовка была радостным и желанным делом. Чтобы собрать нужные ветки кустарника, набрать воду для «поения» оленей, вырубить дёрн для обряда, хозяйка надевала специальную ровдужную камлейку. Дети во всём помогали взрослым, таким образом узнавая основные этапы и нюансы праздника. Особенно приятным для малышей было то, что доставали их летний «трофей» – самый длинный, аккуратно выкопанный корень арктической клейтонии. Он при проведении обрядов использовался в качестве «жертвенного» блюда для духов (мне, например, приходилось в своё время видеть корень длиной около метра!).
А ещё в течение всего лета подростки и дети собирали «стадо» из камней. Они находили небольшие камушки различной формы и цвета, и чем необычнее и красивее они были, тем лучше. Камни выкладывали перед ярангой немного поодаль – так, чтобы во время праздника они никому не мешали. Потом, когда проводился обряд принесения жертв духам, этому «стаду» тоже уделяли внимание. На него накидывали аркан и бросали кусочки пищи и растительной каши, после чего кропили кровью оленя.
С луком и стрелами
Обязательное мероприятие первого дня – убой оленей. Обычно забивалось три жертвенных оленя и ещё по 6-7 животных на каждую семью в стойбище. Впрочем, иногда их могло быть и больше, поскольку повсеместно был распространён обычай забивать дополнительных оленей для гостей.
Пожалуй, всем наиболее нравились второй и третий дни Вылгыӄаанмата, когда все хозяйственные дела были переделаны, а взрослые и дети устраивали соревнования по бегу и прыжкам или игры с чаатом, такие как «вопкъанэлё». Во время этой игры ставился трёхметровый шест, к верхушке которого крепилась длинная верёвка с так называемой колотушкой на конце. Она раскручивалась вокруг шеста, а люди, стоящие тоже кругом, должны была набросить аркан на колотушку. Особенно захватывающе было смотреть на «вопкъанэлё», когда играли взрослые пастухи, мастерски управлявшиеся с чаатом.
Призы победителям игр и соревнований на Вылгыӄаанмате готовили самые разные, но обычно это было что-то полезное и необходимое в тундровом быту. Причём по старинной традиции выигравшие сами выбирали призы, которые были выложены возле шеста либо висели на шесте. Этот мудрый обычай, кстати, сохранился в тундре и сейчас: ведь каждому может быть нужно что-то своё, так почему бы победителю не предоставить право самостоятельного выбора?
Кстати
Шкуры тонкошёрстного оленя тоже были разные и различались цветом и возрастом оленя, что учитывалось при пошиве. Например, для праздничной одежды мастерицы предпочитали брать шкуры пёстро-серые, белые или коричнево-пёстрые. Для повседневной носки предназначались простые, тёмной масти. Детям внутреннюю, прилегающую к телу сторону шили из кож пыжиков (оленят возрастом до месяца), а наружные комбинезоны – из шкур взрослых телят.
Анна ГЫРГОЛЬГЫРГЫНА
gazeta@ks.chukotka.ru
«Крайний Север», «Мургин нутэнут»