Это произведение нужно читать в школе
ИЛКЭН. Отзыв о книге «Судьбоносная моя мечта. Воспоминания» Улуро Адо
Я стала интересоваться культурой, историей юкагиров и эвенов примерно с 2005 года. На тот момент у меня не было представления о том, что мир юкагиров может настолько сильно отличаться от всего остального. И у меня не было понятия о том, что я представитель фактически исчезнувшего мира, исчезнувшего языка, остатки культуры, которого сохранены только в каких-то преданиях. В библиотеках практически не было литературы, изредка мне попадались стихи Гаврила Николаевича Курилова-Улуро Адо, еще в школе читала роман «Ханидо и Халерха» Семена Курилова.
В этом году в электронном журнале «Литера» прочитала книгу Улуро Адо «Судьбоносная моя мечта. Воспоминания». Это история о том, как Гаврил Николаевич становился ученым, как и с кем он дружил, обрастал семьей, детьми.
Читая эту историю, я увидела единственного человека, который не врет, у которого нет вымысла, и который не переписывает историю в угоду политике, духу времени… Он фиксирует момент, когда началось исчезновение юкагирского языка. И этот момент совпадает с описанием, которое я слышала у наших эвенов, когда было слияние Уяндинского колхоза с Силянняхским в Усть-Янском районе.
В своей книге Г.Н.Курилов пишет:
«Суду я рассказал: Мой народ – юкагиры, тундренные оленеводы, живут на Колыме. Родной язык исчезает. Мне надо быть недалеко от своего народа. Язык исчезнет и, значит, народа не будет. Юкагирский язык – единственный. Условно его включили в палеоазиатские языки. Родства нет ни с каким языком мира. По переписи 1959 года оставалось 549 юкагиров. Потому что до этого, в 1956 году был ликвидирован юкагирский колхоз-миллионер «Оленевод», где я работал после начальной школы пастухом-оленеводом».
И далее автор вспоминает:
«Поселок Тустах-сень был ликвидирован во время хрущёвской кампании укрупнения хозяйств и ликвидации мелких поселков. Нас, юкагиров, перевезли в п. Андрюшкино, и там, когда мы получали свои первые паспорта, председатель сельсовета, бывший батрак, Гаврил Третьяков переписал половину юкагиров эвенами, по наущению Гурвича. Был такой учёный, я его видел один раз, когда он приезжал в тундру. Он тогда сказал, что юкагиров мало осталось:
– Вы называете себя юкагирами, на самом деле вы – эвены.
– Как? – говорю. – Я в интернате жил, в начальной школе, там эвены были из колхоза «Сутаня Удерян» п. Андрюшкино. Мы – юкагиры.
– Это вы так считаете, – говорит.
– А кто тогда юкагиры?
Он говорит:
– Ягловские, вот они юкагиры, Трифоновы.
– А Куриловы? Третьяковы?
– Это – эвены.
Вообще, все запутал он. И вот когда наш юкагирский посёлок и колхоз-миллионер ликвидировали, объединенному колхозу дали общее название – имени И.В. Сталина.
Всё это я рассказывал Майе. … В 1964 году приехал в Андрюшкино по распределению и год работал учителем русского языка и литературы, занимался сбором материалов для своей кандидатской диссертации по сложным именам существительным. И увидел, что юкагиры-школьники, молодежь свой язык забыли. А до этого, когда у нас был колхоз «Оленевод», юкагирский язык все знали».
Почти то же самое рассказывала мне моя коллега по газете «Заря Яна» Татьяна Афанасьевна Протопопова-Гулунэ.
В воспоминаниях о детстве, студенческих годах Гаврил Николаевич везде отмечает ценность дружбы: в рассказе про Тоариша, о своих студенческих друзьях, как жил в интернате, как остался без опеки родителей и как сам с помощью учителей везде успевал, договаривался, принимал решения. И здесь мы видим ценность человеческих отношений, какое значение им придается и осмысливается. Это произведение нужно читать в школе, молодое поколение должно брать пример с человека, который выполняет свою миссию сохранить свой народ, свой язык и культуру.
И еще, одна из самых интересных книг, которые я листаю часто — это «Русско-юкагирский словарь», о котором он упоминает. Он работал над ним больше 20 лет. Это очень ценная книга, из нее я черпаю названия предметов, для чего они, какие праздники были, как назывались озера, самое интересное это названия национальной одежды, шкур, времен года… Призываю всех читать книги и больше пользоваться этим словарем.
Наталья Сыроватская, Усть-Янский район
Читайте также:
Представлена новая книга Гаврила Курилова-Улуро Адо