Куда бежит северный олень. Продолжение темы

Куда бежит северный олень. Продолжение темы

ИЛКЭН. Как мы сообщали ранее, в 114 оленеводческих хозяйствах республики в октябре месяце паслось более 177 тысячи домашних оленей. По итогам нынешней отелочной кампании было получено 37,4 тысячи оленят, деловой выход тугутов составил около 48 процентов, что больше, чем в прошлом году.

Недавно все были встревожены новостью о том, что в Оленекском национальном эвенкийском районе дикие олени таймырской популяции увели домашних собратьев. Как нам сообщили коллеги из Оленька, вместе с “дикарями” ушло около тысячи животных. Больше всего урон нанесен бригадам №5 и №3. В эти дни были совершены облеты на вертолетах АК “АЛРОСА”. В мероприятих задействованы все лица, ответственные за состояние дел в отрасли, а также сами оленеводы. Помогают северянам и представители “Алмазы Анабара”.

Дикие олени поменяли прежний маршрут и держат путь в сторону северной части территории улуса, уводя за собой домашних. Есть опасения, что они могут менять направления, потому идет окарауливание всех оленеводческих стад.

Как пишет из Оленька Надежда Колодезникова, в прошлом работавшая в оленстаде, нынче снега очень мало, потому олени в поисках корма находятся в движении. Раньше, когда снега было много животные обычно паслись в одном месте, добывая копытами корм.

Она вспомнила подобный случай из своей практики. Так, нынешний угон “дикарями” похож на события 90-х годов, тогда удалось общими усилиями, несмотря на трудности времени, стабилизировать ситуацию. Такие случаи были и потом, но не в таких масштабах.

В своем интервью “Улус Медиа” директор Института биологических проблем и криолитозоны СО РАН Иннокентий Охлопков говорит, что данная проблема существовала еще в советское время. Выход из данной ситации он видит в мониторинге миграции оленей с помощью спутниковых ошейников. В 2016 года этот проект поддержала АК “АЛРОСА”. “На самом деле требуется не так много ошейников, главное – повесить их на представителей популяции и еще на домашних оленей. В этом году у нас не хватило средств даже на ошейники-спутники для домашних оленей”. Иннокентий Охлопков пояснил, что на данном этапе проект с алмазной компанией охватывает лишь миграцию “дикарей”, и то не полностью, а хотелось бы, чтобы в  нем учли и домашних оленей.

И еще. Есть случаи, когда приобретенные за пределами района домашние животные возвращались на прежние “квартиры”, Так, в прошлом году жиганские пастухи перегнали по земле 300 оленей от соседей из Эвено-Бытантая. Однако спустя некоторое время значительная их часть ушла обратно на прежние пастбища. Потому сейчас в Жиганске задумываются, откуда, и как привезти пополнение для своего поголовья.

Словом, проблема есть и ее надо решать. Подобные истории были и, наверное, еще будут повторяться. Потому надо решать вопросы с мониторингом движения оленей, как диких, так и домашних. А также вместе с корализацией последних вести обязательное их чипирование. Конечно, многое, если не все, зависит от финансирования.

Мы будем следить за ситуацией в Оленьке.

 

Валентин ХОТУ

P.S. Сегодня на планерке администрации Оленекского улуса района Анатолий Егоров, начальник управления сельского хозяйства, сказал, что по результатам облета были обнаружены небольшие группы оленей, работа продолжается, задействованы все силы, в т.ч. наземным путем.

 

Ссылки по теме:

Куда бежит северный олень?