ЛААЙКУ (Долганская сказка)

Жил одинокий пес по имени Лаайку, отца и матери не помнил.

Однажды ходил, искал людей. Так бродя, увидел высокую сопку. «Что будет, если взберусь на нее?» — подумал. Взобравшись на сопку, увидел: с той стороны идет Джигэ-баба. До середины сопки дойдя, присела. Лаайку был, оказывается, большим оборотнем. Превратившись в ребенка, сказался вниз с сопки. «О, грех какой! Как не заметила, что родила ребенка?!» — сказала Джигэ-баба, укутала ребенка и понесла домой.

Джигэ-баба со своим стариком, оказывается, жили на берегу реки-бабушки. Детей у них не было, имели единственного ручного оленя. Мальчик рос с каждым днем. Начал говорить. Мать сшила ему сокуй с капюшоном. Этот, ребенок стал уже бегать около дома.

Старик, оказывается, обычно рыбачил, забрасывая сети. Кормили этого ребенка только рыбой. Лаайку однажды сказал:

— Мама, хочу поесть мяса.

— Старик, давай забьем яловую важенку, ребенок хочет мяса.

Старик забил оленя.г

У Лаайку-оборотня желания все росли.

— Мама, почему мы на тот берег реки-бабушки не переезжа­ем, там, кажется, ровно и сухо, — сказал.

— Старик, слышишь, что говорит ребенок? Правду говорит, сколько будем жить на одном месте?! Переедем.

Старик, не противясь, на лодке перевез своих на тот берег. Лаайку с лаем бегал. К вечеру, когда кончили переправляться, этот ребенок подошел к матери и сел к ней на колени.

— Мама, хочу покататься на лодке.

— Это еще что? — рассердился старик. Немного подумав:

— Ну, ладно, покатайся на лодке, только не отплывай далеко.

— Нет, не отплыву, около берега реки-бабушки покатаюсь, — сказал Лаайку-чудище.

Лаайку, сев в лодку, потихоньку греб вдоль берега. Как только старик со старухой вошли в дом, стал все удаляться и удаляться. Когда доплыл до середины реки-бабушки, ребенок превратился во взрослого человека. Вышел старик и видит: сын уже далеко.

— Что это, куда плывешь? Не уплывай далеко, говорю. Упа­дешь в воду!

Лаайку, доплыв до середины реки, закричал:

— Ха-ха! Я же Лаайку, а вы об этом не догадались!

Лаайку убежал. Старик со старухой остались драться.

Вот идёт этот парень. Через какое-то время видит: стоят дома, лежат привязанные олени. Вошел в один дом, сидит одинокая женщина. Лаайку стал пить чай.

— Что здесь, сход ли, свадьба ли?

— Нет. У нашего князька есть единственная дочка, мужем той девушки станет только тот человек, который отгадает загадку князька, — сказала женщина,

Лаайку вышел, на берегу реки-бабушки, прикрывшись травой, улегся. Видит: идут две девушки подводу, с коромыслами, два бачка на плечах несут. Споткнувшись о ногу парня, богатая девушка расплескала воду.

— Это все из-за отца, если б выла замуж, разве мучилась бы, таская воду?! Только ноги облила.

— Подружка, отец твой что же загадывает?

— Когда-то отец сшил для вьюка покрышку из шкур семи вшей. Наверное, это загадывает. Ну, пошли. И воды не напасешься, и дров не напасёшься для стольких гостей.

Лаайку возвратился, вошел в тот же дом, заночевал. Утром встал — опять гостей полно. Этот парень тоже решил к князьку пойти, с гостями вместе вошел. Видит: полный дом мужчин.

— О, сегодня новый гость появился… Ну, может, ты отгадаешь мою загадку? — сказал князек.

— Какая у тебя загадка? Если разумом одолею, попробую отгадать, — сказал Лаайку.

— Я загадываю: из чего сшит чехол для вьюка? — спросил князек. — Можешь отгадать ход моих мыслей?

— Шкура есть шкура. По-моему, видать, из шкур семи вшей, — проговорил Лаайку.

— О, какой ты умный человек? Разгадал это! Ну, значит, тебе суждено жениться на моей дочери. Что поделаешь, завтра сыграем свадьбу.

Лаайку, женившись на красивой дочери богатого князька, за­жил в богатстве и довольстве, не зная нужды.
л
Фольклор долган/Сост. П.Е. Ефремов. — Новосибирск: Изд-во Ф74 Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. — 448 с. — (Памят­ники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 19).