Эда интылгун инҥактан луку бивки
Анна Николаевна, как сама говорила, с малых лет любила слушать сказки и потом по своей работе она объездила много мест, где живут эвенки, и записывала слова, сказки, сказания, рассказы, предания и легенды о старине, песни. Все услышанное и увиденное она записывала от руки и на магнитофон. Она выпустила много научных трудов, разных пособий по изучению родного языка. Особое внимание она уделяла эвенкийским сказкам и сказаниям, через которые у эвенков пробуждался интерес к духовной жизни своего народа и богатству родной речи. Через мудрость сказок и сказаний она хотела привить понимание необходимости изучения родного языка у тех сородичей, кто не знает родной язык.
Эвенкийские сказки – это источник добра и мудрости человеческой, они как теплые и добрые лучи солнца, которое эвенки воспринимают как божество Сигундэр, могут согревать душу человека. Отныне мы будем печатать эвенкийские сказки на родном и русском языках, чтобы наши дети и внуки не забывали о своих корнях.
Nonon er mit bugadut dugani achin biche. Умне так открой. Таду не является событием, освященным веками. Деготь дототочонол купается в воде, и дуб десятилетний. Пистолет в Умуне:
«Дагиэль-гиркиэль!» Как долго закончится это предупреждение? Я не знаю, что сказать об этом дне, что такого у этой лягушки. Мужчины и женщины Миттука выпивают спиртное, давайте убедимся, что люди маннильны, что вы думаете о мире.
Элексичел на той стороне. Итылгунтык мунчел:
— Ну, итылгун, это статуя главной статуи Упкатпавуна, подождем!
Перед Итылгун тара элексиче он сказал:
— Нет, не танцуй тарачин, я хочу танцевать. Разве это не весна? Нюникелло ехал.
Таду спросил по этому поводу:
— Сегодня таргачин — дулинтыкаки биде, инен дулинин дилачают так хакут немалгиливки, тартыкаки.
Брата Интилгуна зовут Дулинтыкаки. Тар дельихихе, горогогу, дагава-гу гиркуха, мучуна эмече, танец пьяницы сот дерче.
Эмече, гугдакун мо догудун доча, дунетки ичечене гунку:
— Эчев эва да бакара, дигиктэтми ухом, данданми оран. Будьте в курсе событий, остановите время, остановите время.
Вот как это сделать. Истина этой ситуации такова: «Тар тен ка тара тара тара тара? Что сказала Ева? Хотите провести 10 лет здесь и сейчас, а до этого?» — Гунне ене тедер дьялдавал. Вот так дулавар сурутыч, эта девчонка, и садави все посевы сеют, да шьют. Таду дикенхедене долчачичча.
Это вопрос-не вопрос, пока не закончится ахидув:
— Ох, жду конца дня. Тар бугаду дуганин со хонум, тугенин урумкун, немачира-кат. Тогда, так что кете девга бихин, би илалладу эр бургум. Это не короткая история. Мит дукте тала петь. Ради узкого мира можно прочитать авунавар, муккеевер улликель, ая охалук нима докточи унтаявар окал, нима коколлойвор окал. Er dolboniva eneme ahin tarilva upkatvatyn ullikel.
Ахин тар тергехельве долбонива улица. Его не называют «фишкой» дня, праздника, свадьбы, короткого похода по магазинам или короткого промежутка времени. Это не то же самое, что узколобый человек. В том случае, если исследование проводится узко, его называют полевым. После этого я хотел бы иметь постоянную пенсию. Танец тар авунин, муккен, анталин, коколлолин эхиделе. Тар-ты тадук более чем хорош.