С праздником Шахадьибэ поздравляют юкагиры Верхней Колымы.

С праздником Шахадьибэ поздравляют юкагиры Верхней Колымы.

21 июня, день летнего солнцестояния, в Якутии является праздничным днем – Днем национального праздника Ысыах. Этот красивый древний якутский праздник – праздник расцвета природы, плодородия.
   

В июне проводился и главный праздник юкагиров, также связанный с почитанием Солнца. Дарим вам открытку, посвященную летнему празднику юкагиров, где представлены фотографии нашего лета.
   

В монтаже открытки также приняла участие Алена Миронова, учитель юкагирского языка из Нелемного (на фото)

 

 

ЛЕТНИЙ ПРАЗДНИК ЛЕСНЫХ ЮКАГИРОВ

   

Летний праздник лесных юкагиров следует считать главным в их традиционном календаре. В старину в июне все юкагирские роды с разных притоков Колымы съезжались на общее собрание. 
   

Местность, где устраивались сборы, называлась шахадьибэ, что означает 'место для сборов'. В к. 19 – нач. 20 в. шахадьиибэ называли место под названием Прорва, которое находится недалеко от с. Верхнеколымск, но в более отдаленные времена, по-видимому, существовали и другие площадки. Исследователь юкагирской культуры В.И. Иохельсон писал: «На Колыме, в известных местах … съезжался в конце июня первобытный юкагирский флот из многочисленных мино* и веток*».
   

Июнь оптимально подходил для проведения общеплеменного собрания, так как это был период, свободный от трудовых забот: сезон охоты уже прошел, а время массовой рыбной ловли еще не наступило. Длиться празднество могло до месяца. 
   

Праздник, проводимый в пору солнечной активности, был посвящен  высшему божеству – Солнцу. В.И. Иохельсон указывал, что в мировоззрении юкагиров Солнце «считается благодетельным существом, защитником угнетенных, охранителем справедливости и нравственности». 
   

Известно, что солнечная символика присутствует в украшении традиционной одежды юкагиров. На вороте распашного кафтана и по верхнему краю обуви имеется орнамент, изображающий солнце и его лучи. На кафтанах, обуви, перчатках есть также круглый узор йэльоодьэ 'солнце'. Большая круглая подвеска, которую пришивали в верхней части женских передников, называлась мэлут подьорхо 'грудное солнце'. В одной юкагирской сказке это украшение-солнце, брошенное детьми на пути преследовавшего их гигантского людоеда по имени Чуульдьии Пулут, превратилось в море, которое и стало его погибелью.
   

Юкагирский ученый Тэки Одулок писал, что празднество «в начале лета есть действие, при помощи которого показывается главному покровителю – Солнцу мир, любовь и согласие».
   

На всеобщем собрании юкагиры узнавали о делах каждого рода, совместно принимали решения по различным важным вопросам. По В.И. Иохельсону, на сборах «этот удивительно жизнерадостный полярный народ проводил время в пении, плясках, играх и состязаниях». 
   

Так как важную часть праздника составляли игры и соревнования, у сборов существовало и другое название – лододьал 'место для игр'. Там организовывали соревнования по бегу, стрельбе из лука, поднятию тяжестей и др.
   

На сборах юкагиры дарили друг другу подарки, обменивались товаром.
   

Летний праздник позволял собрать в одном месте все юкагирские роды, потому он, без сомнения, являлся символом единения народа. Собрание также призвано было зарядить юкагиров оптимизмом и уверенностью в собственных силах перед суровыми зимними месяцами.
   

Вот что рассказывали о давнишнем летнем празднике юкагиров старожилы:
   

«Сюда приезжали на карбасах. Так и плывут. Колыма вся закрыта – так много. Приезжают сюда в Верхний (Верхнеколымск) молиться в церковь. Карбасы на муку меняли, уезжали. Карбасов много делали. <…>. Спускались детей крестить – детей крестить надо. <…> Танцевали тут, как волна, очень много, молодежь. Как поедут, так праздник бывает, танцуют» ( Материалы автора. Записано в 2005 г. от Е.Н. Дьячковой, 1914 г.р.);
   

«Они (юкагиры) начинают приготавливаться с апреля месяца. С верховьев спускаются, с Шаманихи, Поповки, Ясачной, Рассохи, со всех концов реки спускаются и начинают делать ветки, карбасы. <…> Садятся на лодку, шлюпку, девчата, парни, старики, женщины, веслами начинают грести:    
   

Одульиэпэ, кимдьэшэҥик,
Чамдьэ уушэҥик,
Илул Ульэгэ чорхо лаҥи кэбэйльэйили.
Окко, окко, окко оҕоой,
Куш пугоогэн!
Хи-ху, хи-ху! – 
'Юкагиры, пожалуйста,
Веслами гребите,
К милому Сенному бугорку ( название места на Прорве) уезжаем.
Жара, жара, жара стоит,
Пусть будет жара!
Хи-ху, хи-ху!» (Материалы автора. Записано в 2000 г. от А.В. Слепцовой, 1930 г.р);
   

«В Верхнеколымске давно церковь была. Когда река вскроется, съезжались туда. Детей крестили, которые родились зимой. Наверное, конец мая–начало июня. Наши, наверное, пушнину привозили, на топоры меняли. Якуты в Верхнем скотоводством занимались, юкагиры обменивали на конский волос… Из конского хвоста сети плели, из конской гривы делали веревку, на которую насаживали сеть… Был праздник, наверное, встречались. Когда потом встретятся?» (Материалы автора. Записано в 2009 г. от Шадриной А.Е., 1930 г.р.).
   

Летний праздник юкагиров был воссоздан на I съезде юкагирского народа в 1992 г. в с. Нелемное. Под названием Шахадьибэ праздник ежегодно проходит в г. Якутске и местах, где проживают юкагиры. 

 

*мино – треугольный плот
*ветка – лодка из трех досок

 

П.Е. Прокопьева

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ